Что такое парадоксальные техники в коучинге? Парадокс — понятие, пришедшее в гуманитарные науки из классической логики. И в разных областях знания существуют свои виды парадоксов. Сам по себе коучинг возник в результате парадоксального «пересмотра» логики тренерской деятельности. Но и в самом коучинге существуют более «ортодоксальные» и более «парадоксальные» приемы.
Задача этой статьи — представить краткий обзор парадоксальных приемов в коучинге и одно из возможных обоснований эффективности таких приемов (при помощи теории логических уровней научения Грегори Бейтсона), ответить на вопрос «Действительно ли „парадоксальные“ приемы порой приводят к более глубоким осмыслениям и более глубоким изменениям в поведении, чем „обычные“ техники коучинга?».
Ключевые слова: парадоксальные техники, коучинг, инструменты коучинга, эффективность коучинга, теория логических уровней научения, Грегори Бейтсон, Тимоти Голви, Роберт Дилтс.
ВВЕДЕНИЕ
Парадокс — понятие, пришедшее в гуманитарные науки из классической логики. В Древней Греции существовало немало знаменитых парадоксов, в частности, «парадокс лжеца» авторства Эпименида звучал как: «Все жители Крита лгут«[i]. Поскольку Эпименид сам был родом с Крита, он также должен бы быть обманщиком. Но если Эпименид лгал, то утверждение: «Все жители Крита лгут» — тоже ложь, следовательно, все критяне говорят правду. Но только что был сделан вывод, что Эпименид лжёт. Таким образом, парадокс закольцован и не имеет логического ответа, точно так же, как дзенские коаны и парадоксальные приемы психотерапии.
В разных областях знания существуют свои виды парадоксов. Парадокс — это в самом широком смысле — нарушение логики, искажение здравого смысла. Таким образом, определение «парадокса» зависит от того, какую именно «логику» исследователь берет как основу для рассмотрения[ii]. Парадокс как раз и обозначает «границу» этой логики, те места, где она перестаёт функционировать и может быть пересмотрена или заменена другой. Например, с точки зрения классической «линейной» логики нынешняя «циркулярная» причинность является парадоксальной (но именно она позволяет разрешить «парадокс лжеца»).
С этой точки зрения сам по себе коучинг (одно из современных направлений психотерапии, особенно бурно развивающееся в бизнес-среде) возник — в результате парадоксального «пересмотра» логики тренерской деятельности. Тимоти Голви (см. [1]) подробно описывает, какой была практика тренерской работы до него и как при помощи коучинга и его «парадоксальных» методов удалось существенно изменить всю тренерскую работу, а впоследствии приложить эти методы и на многие другие области жизни (в результате чего и появился коучинг как таковой).
ВИДЫ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ТЕХНИК В КОУЧИНГЕ
Можно выделить несколько видов парадоксальных техник в коучинге, которые частично пересекаются:
1. Приемы, противоречащие традиционной, линейной логике.
2. Противоречащие некоей «внутренней» логике коучинга.
3. Противоречащие предполагаемой «логике клиента».
НАПРИМЕР, ПАРАДОКСАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ МНОГИЕ ПРОВОКАЦИОННЫЕ КОУЧИНГОВЫЕ ВОПРОСЫ. НАПРИМЕР, «О ЧЕМ ВЫ СОЖАЛЕЕТЕ? А ЧТО ВЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ МЕНЯТЬ? ЧТО ВЫ ОТРИЦАЕТЕ В СЕБЕ И В СВОЕЙ ЖИЗНИ? А ЧТО ВЫ УПУСКАЕТЕ? КАК ВСЕ ОБСТОИТ НА САМОМ ДЕЛЕ?».
Классическим провокационным вопросом является следующий (имеющий сходство с традиционной в парадоксальной терапии техникой «предписания симптома»): «Как обострить проблему?». Ведь если проблему можно обострить, значит, есть возможность и уменьшить ее. Вариацией этого можно считать вопросы, следующие за «отрицаниями» клиента: «Мы не можем выполнить план? Здорово! А если мы усилимся как следует, насколько мы сможем его не выполнить?». Эти же вопросы можно переформулировать в смягченной форме, адресуя их клиенту лишь косвенно, например, «Как вы думаете, что мог бы сделать X, чтобы еще больше усложнить проблему?» [3, с. 256].
К парадоксальным же относятся и вопросы о выходе за ограничения клиента и его объяснения происходящего: «А может быть, Вы слишком трусливы, чтобы спорить с руководством? Или, может быть, Вы наоборот хотите сделать жизнь этой сотрудницы легкой и удобной?», «Возможно ли, что тебе не идей не достает, а ты просто трусишь?» [3, с. 278].
Можно назвать парадоксальными и вопросы, приводящие к рефреймингу исходной ситуации. Например, у клиента умерла жена, с которой они очень любили друг друга. Коуч может спросить, а было бы лучше, если б клиент умер первым? Клиент приходит к выводу, что нет, тогда его жена страдала бы так же, как он сейчас — так что в некотором роде он страдает вместо нее, что облегчает его состояние. Так происходит переопределение исходной ситуации, которое изменяет ее воприятие.
К ЭТОМУ ВИДУ «ПРОВОКАЦИИ» МОЖНО ОТНЕСТИ «ПОСТАНОВКУ ЦЕЛИ ОТ ПРОТИВНОГО»: КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ТЕМ, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ, ЕМУ ПРЕДЛАГАЮТ СНАЧАЛА ПОНЯТЬ, ЧЕГО ОН КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ХОЧЕТ — И ТОГДА УЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ЖЕЛАНИЯМИ КАК С ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ТОГО, ЧТО ОН УЖЕ НАЗВАЛ.
К первому и третьему видам парадоксальности относится использование в коучинге метафоры и воображения. Строго говоря, для рационального мышления «представить себе, как это будет, когда все пройдет хорошо» — никак не может помочь изменению ситуации. Но тем не менее, многочисленными практическими результатами клиентов в коучинге[iii] подтверждено, что приемы «воображения» работают и работают хорошо. К таким же же «внерациональным» техникам относится и использование историй и метафор в процессе коучинга, во многом наследующее Милтону Эриксону [iv]. Видоизменение «истории» клиента и предоставление ему другого варианта восприятия происходящего широко используется и фундаментально обосновано нарративной психотерапией [v].
Во многом «парадоксальными» являются и техники коучинга, касающиеся самонаблюдения и осознания реальности, концентрации на определенных деталях происходящего, предложенные Голви (см. [2]). Здесь и простые приемы вроде концентрации на вращении мяча в момент подачи, которая позволяет отвлечься от представлений игрока о «правильном» и «неправильном» и позволить работать бессознательному или «второму Я», как его называет Голви. И более сложные приемы, например, «сыграть роль хорошего игрока»: «Большая часть игроков в результате своеобразного самогипноза играет роль бездарных спортсменов, хотя на самом деле они такими не являются. Если же затеять ролевые игры другого сорта, то мы получим довольно интересные результаты» [1, c. 60].
ТЕОРИЯ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ТЕХНИК
Для объяснения результативности парадоксальных техник уместно будет обратиться к рассказу о дельфине, который приведен в книге Дилтса [2, c. 91].
В демонстрационном бассейне показывали зрителям процесс обучения дельфинов новым трюкам. В представлении самку дельфина обучали новым трюкам при помощи определенной последовательности действий, а именно:
- каждый раз, когда она показывала новое действие, дрессировщик свистел в свисток и давал ей рыбу;
- когда на следующем представлении она в течение примерно двух третей времени повторяла трюки, выученные в прошлый раз, дрессировщик не давал ей рыбу;
- но поскольку с каждой демонстрацией тревога дельфина росла, дрессировщик отступил от правил и стал время от времени давать дельфину «незаработанную рыбу», чтобы сохранить контекст отношений и обучения.
В результате, когда самку дельфина выпустили в демонстрационный резервуар для пятнадцатого представления, она показала сложное шоу, включающее восемь совершенно новых действий, четыре из которых никогда не наблюдались у представителей этого вида прежде.
Грегори Бейтсон ([2]) объясняет это тем, что у каждого живого (и не только живого) существа существует несколько уровней обучения — и систематическое несоответствие действительности представлениям о ней выводит обучающегося на всё более высокие уровни обучения, которые позволяют, соответственно, изменять практики, сформировавшиеся на более низких уровнях обучения. Так и парадоксальные техники в коучинге, не соответствуя представлениям клиента о «нормальном» коучинге, часто приводят к более глубоким осмыслениям и более глубоким изменениям в поведении, чем «обычные» инструменты коучинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, парадоксальные техники коучинга, так же как и парадоксальные приемы в психотерапии, как минимум позволяют клиенту посмотреть на свою задачу и проблему под неожиданным углом, как максимум — изменяют сами способы осмысления и действования клиента.
И сам по себе коучинг во многом является «парадоксальной техникой» относительно традиционного менеджмента и психотерапии. Как об этом красиво пишут Уитворт и Кимси-Хаус,
«Два аспекта жизни — бытие и действие — образуют занимательную антитезу. Действие — это нечто сконцентрированное, направленное, намеренное. Бытие — это то, что просто погружает человека в поток жизни. Действие связано с понятиями новизны, созидания и ответственности; бытие просто позволяет чему- то свершиться, отпускает или принимает то, что уже есть. Действие форсирует события, чтобы они развернулись некоторым определенным путем; бытие находится в гармонии с потоком жизни. Чтобы подход к коучингу — и к жизни — был полным, он должен уделять внимание обоим этим аспектам. Коуч должен уметь как бы одновременно нести в руках и воду, и огонь» [4, c. 93].
Список литературы
1. Бейтсон Г. Логические категории обучения и коммуникации // Бейтсон Г. Экология разума. М.: Смысл. 2000.
2. Гэллуэй (Голви) У. Т. Теннис: психология успешной игры (The inner game of tennis). Олимп-Бизнес, 2010.
3. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
4. Зиммерль В., Зиммерль К. Коучинг. Вперед, от ресурса к цели. М.: Издательство Вернера Регена, 2007.
5. Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004.
6. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.
7. Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
8. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
9. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
10. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш.. Гипнотические реальности: наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Парадоксальные техники в коучинге: логические уровни обучения, полный текст в doc
[i] Здесь уместно будет вспомнить сериал «Доктор Хаус», главный герой которого постоянно пользуется ровно этим же парадоксом. Он, правда, обобщает его окончательно — до «Все лгут».
[ii] Это хорошо видно на примере таких «парадоксальных техник в психотерапии», как предписание симптома.
[iii] Нейрологические объяснения эффекта техники представления будущего есть в [2].
[iv] Подробнее об Эриксоне и роли терапевтической метафоры см. [9]
[v] См. например, [6]
Статья опубликована в сборнике конференции «Векторы развития современной России 2013», доклад прочитан на секции «Коучинг: от искусства к науке», руководителем которой я была.
Пингбэк: Эффективность коучинга и способы ее повышения | Женский коуч Александра Метальникова