(Из Телеграм канала Шорохи крови)
Если женщина не следит за своей внешностью, одеждой она воспринимается другими людьми, как опасная. Женщина должна хотеть косметику, каблуки и платьица — это определяет ее гендер. К внешним объектам относится и обязательность брака, наличие детей. Обязательно должна хотеть и реализовывать, иначе такая женщина эгоистична, аморальна и болезненна для других людей. И женщины, в массе своей, действительно хотят этого, потому что альтернатива равна социальному самоубийству.
Девочек воспитывают так, чтобы они не смели предпринимать ничего без поддержки. Симбиотическая личность нуждается,чтобы кто-то брал ответственность, и готова ради этого жертвовать свободой. В том числе, даже свободой выбора — профессии, партнера, одежды, интересов, количества детей, образа жизни и т.д.
«Когда Симбиотическая личность достигает определенного инсайта, оказывается, что она обнаруживает в себе мало естественных, спонтанных интересов, не знает, какая активность, хобби или сфера жизни привлекают ее лично. Скорее всего ей будет недоставать хорошо развитого вкуса, поскольку ее предпочтения и активность будут скорее перениматься у кого-то, чем фактически усваиваться. Это явление есть отражение недостаточности действительно развитого чувства собственного self, отдельного от любых других отношений. Она формирует себя по образцу или эталону других людей и, в некотором смысле, находит свое единственное реальное чувство self растворяясь в других.
Такое отсутствие границ self — другой приводит к тому, что Симбиотическая личность чрезвычайно чутка к эмоциональным состояниям других людей. Она очень легко может оказаться поглощенной или подчиненной чувствам других людей — они легко могут вывести ее из равновесия. Особо чувствительна она будет к проявлениям раздражения и неприязни со стороны каких-то значимых особ и будет склонна интерпретировать такие сигналы как угрозу оказаться отвергнутой и покинутой. (с)»
Состояния
За погоду в доме отвечает женщина, поэтому она должна каждой клеткой улавливать эмоциональные состояния других членов семьи. Это сейчас в диком тренде. Это про НАСТОЯЩУЮ женщину, мудрость и прочую ахинею.
Джонсонс пишет, что это на самом деле проблемы в характере = симбиотическая личность. И я с ним согласна.
Женщины на самом деле верят, что они обязаны эмоционально обслуживать, вдохновлять, поддерживать, направлять, вытирать сопли (речь не о детях даже)… под угрозой оказаться отвергнутой и покинутой, если плохо эмоционально, по бытовому или сексуально обслужили. Этот страх так велик, что даже болея, имея дедлайны на работе, имея больного ребенка, она обслуживает по полной программе, практически растворяясь в других, потому что больше всего женщина боится отвержения родных, партнера, а затем отвержения выросших детей.
Она без них реально умрет (психически), потому что воспитание девочки построено таким образом, чтобы она и помыслить не могла, что без родителей, отношений с мужчинами, детей она может быть счастлива. Все ее интересы, вся ее сущность направляется на создание, по сути, обслуги. Ее запугивают с самого детства, что если она будет плохо обслуживать, то непременно окажется одиноким изгоем, а это якобы аду подобно. «Смешно» конечно, что никто не говорит девочке, что без этой эмоциональной и физической нагрузки может быть очень легко и счастливо.
«Хотя такие склонности могут повлечь серьезные проблемы, хорошо функционирующие Симбиотические личности могут особенно хорошо приспосабливаться с потребностями и чувствами других людей и иметь глубокие способности к эмпатии. Умение вчувствоваться в чье-то положение может служить им так долго, пока отношения с этой личностью относительно свободны от конфликтов и не вызывают чувство угрозы.[…]
Личность не только присваивает себе негативные состояния других людей, но и принимает на себя ответственность за них.» (с)
В каждой девочке воспитывают мощнейшую способность к эмпатии. Ко всему. Женщины с детства приучаются жалеть сирых, убогих. В этом нет ничего плохого…до момента, пока социум не требует от женщины приносить себя, свою жизнь в жертву.
Я много раз слышала, что женщина не может бросить алкоголика мужчину. Беседуешь с такой женщиной и ощущаешь расщепление личности. Одна ее часть, здоровая, умная все-все-все понимает — надо бежать, надо спасать себя и детей. Вторая ее часть включает то магическое мышление ( я Великий пост соблюдала, Бога просила), то рационализацию (он отец детей, не хочу как мама, он любит детей и примеры как любит).
Эта эмпатия жертвенность вбита в подкорку так, что иное поведение воспринимается как аморальное и неженственное. Огромное количество бесконечно эмпатичничных, терпящих всё и вся, женщин-«терпил». (Викисловарь терпила — 1. жарг., пренебр. слабый человек, не способный постоять за себя 2.крим. жарг., пренебр. жертва преступления, потерпевший.)
Не только терпящих, но и берущих ответственность за всё и всех.
Чувства
«В эмоциональной сфере симбиотический характер отличают чаще всего его трудности в отношениях с агрессией. В самом лучшем случае такую личность в прошлом отговаривали, а в самом худшем жестоко наказывали за любые проявления агрессивности, которая так или иначе тесно связана с процессом сепарации. Таким образом у нее не было возможности развиться в хорошо регулируемую асертивность (самоутверждение) Симбиотическая агрессия скорее вытесняется или же, как в примере состояний borderline (пограничная организация личности), резко обращается против собственного self.»
Правильна девочка/женщина должна быть послушной и удобной. Чтобы ее сделать такой, используют огромный арсенал психологического давления от «Ты же девочка» до физического насилия. Это направленно, в первую очередь, на то, чтобы навсегда отбить даже_ мысли_ о сепарации, не то чтобы действия. Любая агрессия подавляется на корню. Большая часть женщин агрессию вытесняет, и тогда она «выстреливает» на психосоматическом уровне. В худшем варианте агрессия переходит в аутоагрессию, направленную на разрушение своей истинной Самости (Self), с последующим созданием Ложного Я.
«Враждебность существует как ответ на не поддающееся удовлетворению обязательство, к которому личность вынуждена была приспособиться: угрозу оказаться покинутым по причине индивидуации.* Поэтому она проявляется особенно в те моменты, когда имеет место некая угроза брошенности или растворения личности. Проблема заключается в том, что чувства, связанные с этой враждебностью, были в значительной степени закреплены в виде опыта и структуры убеждений очень маленького ребенка…
…чрезмерно контролирующий себя симбиотик будет более склонен воспринимать агрессию, как деструктивную. Однако эта тенденция может быть совершенно перевернута — пациент типа borderline может склоняться к часто более осознанному магическому мышлению, как будто бы его враждебность деструктивна, а лучше функционирующая личность может считать свои излишне контролируемые реакции фактически неэффективными.»
- эта фраза, на мой взгляд, описывает причины всех злобных стереотипов, которые можно уместить в выражение: «женщина пилит».
Пилит, т.е. проявляет повышенную враждебность, женщина в периоды максимального растворения в другой личности — рождение ребенка (первый год жизни). Например, «У нас были чудесные отношения, родился ребенок и жена все время пилит». Это именно о симбиотических чертах характера, которые «прошиты» в женщин. Враждебна, потому что вместе с новорожденным, есть еще партнер, и она обязана «разорваться» на всех. …»необходимой для развития агрессии не дают права голоса, в то же время создается и закрепляется фантазия, что она будто бы всегда была травмирующей и опасной. Таким образом, формирование_ взрослой_ личности_ через_ агрессию_ оказывается ограниченным, результатом чего является отставание_ в_ развитии.»
Агрессия
Женская агрессия всегда опасна… для женщины. Потому что если женщина проявит агрессию, то ей самой прилетит «по самое не могу». От родителей, партнера, других женщин.
««Симбиоз» — этот термин не относится к иллюзии, что: «Мама и я — это целое» (Silverman, Weinberger, 1985). Он скорее отражает типичное для этой структуры чувство, что Я, лишенное связи с другим, каким-то очень значимым образом оказывается пустым.» (с) [Без Другого я умираюне могу житьне дышуне могу существоватьсразу же погибну].
Это самое страшное — женщина (подавляющее большинство) без связи с родными, партнером, детьми не может идентифицировать себя. Нет у нее ответов но вопрос «Кто я?» У мужчин — есть.
«В условиях здорового развития детские агрессивные реакции встречают как оптимальную благосклонность, так и оптимальную фрустрацию. Ему разрешается обнаружить, что агрессия позволительна, и даже поощряют выражать ее, но в пределах неких установленных границ. В результате этого постоянного процесса ребенок учится соответствующим образом регулировать агрессию и таким образом становится способным к более частому ее выражению в какой-то умеренной степени и к более точной оценке своих_ агрессивных реакций. Если этот процесс не осуществится, то мы будем иметь дело с крайне противоположными реакциями на проблемы экспрессии и оценки агрессивности.
В случае с Симбиотическим характером, размещающимся в середине континуума структурного развития, это, как правило, будет агрессия, излишне контролируемая, с сильным страхом нанести ущерб_ и боязнью мести_ в ответ на минимально_ агрессивную_ экспрессию, соединенная с требующими выхода крайне агрессивными фантазиями, мечтами и даже поведением, представляющим для личности опыт_ опасный_ и не связанный с ее эго *.» (с)
Внушенная безмерная эмпатия приводит к тому, что большинство женщин не могут «дать сдачи», защитить себя, свои интересы, ресурсы…даже если их уничтожают. За этим стоит СТРАХ обидеть, нанести ущерб, потерять связь с обидчиком. Но более печально, что за неумением «дать сдачи» стоит СТРАХ МЕСТИ. В патриархальном обществе месть женщинам страшна.
«Следовательно, Симбиотическая трудность с соответствующим регулированием агрессии связана с неспособностью к надлежащей регуляции дистанции. Агрессия приводит к разделению. Симбиотическая личность не способна проявить агрессию и, тем самым, не может отделиться. Естественные импульсы агрессии и сепарации продуцируют ситуацию угрозы… Она вынуждена постоянно прогибаться, подавлять себя, вредить себе, в страхе отвержения/потерять отношения, в страхе перед своей мнимой деструктивностью и в страхе ужасного наказания за проявленное сопротивление/недовольство».
Мышление
«Принципиально важным положением в понимании познавательных аспектов Симбиотической личности является размытость границ Я — Другой. Переживание собственного Я и другой личности в виде слияния может сохраняться осознанно или может целиком вытесняться и подавляться.» (с)
Принятая в социуме позиция женской ответственности за все происходящее в межличностных отношениях, приводит к тому, что женщины не способны отделить свои эмоции от чужих. Даже ответственность за чужие поступки и поведение они берут на себя. «Он меня бьет, потому что я довела» — самый классический пример.
«Многим личностям с такой характерологической проблемой очень тонко и последовательно внушали, что они действительно несут ответственность за хорошее положение своих родителей и что сепарация в любой форме — начиная от исповедования различных убеждений, и заканчивая аутоэкспрессией, в возникновении которой родитель не принимал или мог не принимать участия, — это очень болезненное переживание для родителей. Это: «Как ты мог так поступить со мной — своим родителем?» усиливает то, что кажется естественной детской тенденцией блуждать в направлении, определенном убеждением о «всемогущей ответственности».
И, что более важно, этот род обусловливания имел место в тот период развития, в котором для ребенка_ чрезвычайно_ важным было сохранение однозначно позитивных связей с родителем и во время которого он был склонен пожертвовать ради этой цели почти всем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок будет воспринимать и идентифицироваться с родительской конструкцией действительности и затем считать себя плохим настолько, насколько он не живет согласно этой мерке.» (с)
«Если бы Симбиотическая особа могла бы проходить процесс постепенной сепарации и получила в этом поддержку, то другая личность перестала бы иметь такое центральное и решающее значение для ее чувства идентичности. Однако, поскольку этого не случилось, другая личность остается ключевым элементом ее симбиотического характера на таком эмоциональном уровне, который характеризует маленьких детей между первым и вторым годом жизни.» (с)
Такое воспитание приводит к тому, что женщина чувствует себя живой только в случае, если есть близкие отношения с другой личностью!
«Я — ничто без тебя. Я благодарна тебе за себя саму. Мне не нужно ничего, в чем ты не мог бы участвовать. Я заслужила наказания за мой успех. Я не могу быть счастлива до тех пор, пока тебя нет со мной. Я ответственна за твое несчастье» и т.д.
Эти убеждения мало или вообще неосознанны.
Такие требования гиперответственности и отвержения ребенком себя могли быть вербально или невербально высказаны родителем: реальные угрозы или фактический опыт, что автономия приведет к покинутости, а ребенку без взрослого — не выжить.
Личность вынуждена примериться к требованиям взрослой жизни при эмоциональной организации малого ребенка.
Сложность того, что Modell назвал «умственной книжностью» действительно чрезвычайна. Например, ценой успеха личности будет невозможность порадоваться ему, или же личность сама будет его каким-то образом саботировать (чтобы оправдывать ожидания родителя — индивидуальный провал ребенка). С точки зрения применения интернализации, часто личность в своих познавательных усилиях будет копировать саморазрушающие образцы поведения своих родителей.» (с)
Справедливости ради скажу, что симбиотическая патология характера бывает и у мужчин, но крайне редко и много слабее выражена, т.к. социум приветствует и настаивает на сепарации мужчин. Это — частная проблема конкретной семьи, а не тенденции общества.
Список использованных источников:Список использованных источников:
1) femina-vita.livejournal.com
2) М. Джонс «Психотерапия характера».