Что в психологии безнадёжно устарело?

Что в психологии безнадёжно устарело? Я, надо сказать, из неугомонных и неортодоксальных психологов. Потому что Ясперсу и Роджерсу я предпочитаю Эриксона и Бейтсона, а от Фрейда у меня и вовсе чесотка 🙂 поэтому вот мой не претендующий на объективность список того в практической психологии, от чего уже поднимаются клубы пыли.

1. Постоянное перетаскивание одних и тех же костей из одной могилы в другую (был такой анекдот о дипломной работе, но для статей, книг и вообще понимания профессии это по-прежнему актуально).

Например, Фрейд — человек с очень большими особенностями и то, что он «открыл» (а скорее «назвал») бессознательное бессознательным — не делает его пророком до конца времён. Об этом прекрасно говорил в своей лекции очень мною любимый философ Пятигорский 🙂

Точно так же, как не делает его описание отношений между клиентом и аналитиком отныне и впредь догмой для описания отношений между клиентом и терапевтом! Диву даёшься, сколько  психотерапевтов до сих пор оперируют понятиями «прямой и обратный перенос», «зависимость клиента от терапевта» и тому подобными псевдосущностями!

Мне куда больше по вкусу термин «параллельный процесс» — а про зависимость клиента от терапевта мне кажется хорошо сформулировал мой учитель гипноза Михаил Романович Гинзбург «Сопротивление группы? Неа, не встречал…» 🙂

Но может быть, так и должно быть? Есть инерция поля, так же как в любой области — и те, кто в эпицентре, делают что-то пока еще невообразимое и даже невозможное для всех остальных?

2. Создание псевдосущностей и придание им статуса реальности. Все эти «личные границы«, «абьюз», «токсичность» и прочие ярлыки, которые так удобно клеить и о которых так удобно создавать статьи, упражнения — и даже продавать целые курсы! — всё это, в конечном счете, лишь слова и способы обозначения… которые, между прочим, несут в себе к тому же определенную эпистемологию (не побоюсь этого страшного слова).

Например, о «личных границах» и их границах) можно почитать в моей статье про «личные мосты«, где я обрисовала всякие разные следствия использования этого термина — и альтернативы.

Но, возможно, так и должно быть — поплутав в дебрях диагнозов и терминов, человек потом лучше расслышит, что нужно ему и как это называть?

3. То, что громкий маркетинг часто заслоняет глубину и суть. Я ходила на сессию к одной нашей ОЧЕНЬ раскрученной даме с публикациями на Снобе и пятизначным ценником за сессию — и не увидела у нее ничего такого, чему не учили бы на первом модуле курса Эриксоновского гипноза 🙂 а мои любимые психологи — совершенно неизвестны широкой публике.

Но, возможно, так оно и должно быть — есть Баба-Яга, к которой можно дойти только через глухой лес, а иначе это не работает? 🙂

Но если Вы уже дошли — добро пожаловать на сессию :)))))

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *